UA-106864095-1
Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Флобер и археология: тайны жертв богу Молоху

Опубликовано 10.06.2021

Флобер и археология: тайны жертв богу Молоху (источник: Science et Avenir)

«Ах, хотел бы я увидеть того парня, что сможет создать портрет Ганнибала… Не стоило прилагать столько усилий, чтобы какой-то гад уничтожил мою мечту своими грубыми прикосновениями». В этом отрывке из письма 24 июня 1862 года своему другу Жюлю Дюплану Гюстав Флобер ставит решительную точку: он подчеркивает, что не хочет, чтобы его роман «Саламбо» вышел в иллюстрированном виде осенью того же года. Что же такое этот знаменитый роман «Саламбо»?

 

Иллюстрация Вмктора Пруве (1858 - 1943) для обложки романа - Саласбо танцует со змеей

Рассказ о восстании наемников в Карфагене за триста лет до нашей эры, наемников, использованных в пунических войнах с Римом и преданных? История отчаянной страсти ливийца Мато к таинственной принцессе Саламбо, сестре Ганнибала? Ги де Мопассан назвал роман «оперой в прозе», переливающейся всеми возможными красками, гремит звоном мечей, распространяет ароматы древних благовоний. Перо Флобера произвело настоящий эмоциональный взрыв во французском обществе – от яростной критики до неумеренных восторгов, роман был настолько популярен, что вошли в моду платья в «пуническом» стиле и уже год спустя появилось второе издание. Сразу стали появляться переводы на иностранные языки, однако в континентальной Европе роман расходился гораздо лучше, чем в Великобритании и колониях. Уже в 1862 году в «Отечественных записках» появился русский перевод «Саламбо».
«Саламбо» и сегодня является одним из самых читаемых французских романов – он вдохновил большое количество художников, музыкантов – от Верди до Рахманинова, существует огромное количество иллюстраций этой книги, наиболее известные принадлежат самому Альфреду Мухе. В 2021-2022 годах во Франции и Тунисе проходит серия выставок, посвященных роману Флобера. Выставки привлекают внимание не только широкой публики, но и ученых – они показывают всю подноготную творческой мастерской писателя, научные источники, из которых он брал информацию. «Представляете, сколько разных томов я набрал о Карфагене? Около сотни!», - писал Флобер тому же Дюплан в 1857 году. Флобер, по словам Сильвена Амика, куратора выставки, использовал все источники, доступные в его время: исследования историков и археологов, информацию о флоре и фауне, древних культах. Флобер посещал коллекционеров древних монет, и в одном из дневников он описывал персонажа, изображенного на монете, найденной на Сицилии: на голове у него было нечто вроде капюшона из шкуры льва, завязанного под подбородком – этот головной убор он использовал для описания наемника Мато, готовящегося к бою.

 

Боевой слон карфагенцев, пугающий врагов


Но самое удивительное во всей истории написания «Саламбо», это то, что не только Флобер использовал труды ученых – ученые под влиянием его книги отправились на раскопки! Хотя Флобер никогда не претендовал на звание автора научной книги. Он хотел добиться максимальной правдоподобности в описании характеров, отталкиваясь от реалий жизни. Сильвен Амик считает, что Флоберу нужна была некая отправная деталь для развития сюжета. Однако ему удалось создать столь живую и детальную картину, что она ввела современников в замешательство – ученые начали опасаться, что роман начнет воздействовать на выводы археологов.
Поразительна история с жертвами детей богу Молоху – эта сцена из романа в свое время вызвала весьма противоречивые отзывы во французском обществе – многие сочли ее чрезмерно жестокой. Флобер описал сцену жертвоприношения в Тофете, взяв за основу библейский сюжет. Однако археологи и на самом деле обнаружили в Тунисе, на раскопках древнего Карфагена, сосуды с детскими костями. Эта находка стала темой многочисленных научных дебатов, и до сих пор ученые не могут решить, были ли это захоронения жертв жестоких обрядов или просто массовое захоронение детей, умерших в результате различных заболеваний в эпоху очень высокой детской и младенческой смертности.

 

Стела, найденная на раскопках в Тунисе, в месте захоронения детских костей (хранится в Лувре). Ее тайна пока не раскрыта...

 

 

Адаптация художником Филиппом Дрюйе образа Саламбо для комикса, нарисованного и опубликованного в 1980 году

 

 

 Такой Саламбо, сестру Ганнибала и дочь Гамилькара увидель в 1899 году художник Альфонс Коссар

 

Модная фотография 1897 года: портрет светской дамы в костюме Саламбо

Опубликовать в социальных сетях