UA-106864095-1
Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Кто такие Драконы на самом деле?

Опубликовано 01.11.2021

В издательстве Penguin Classics вышла книга о роли Драконов в мировой истории и литературе. Ее автор – один из редакторов издательства и профессор медиевистики Скотт Брюс. Книга, вышедшая в октябре 2021 года, так и называется The Penguin Book of Dragons. Она рассказывает о разнообразных аспектах жизни древних чудовищ и их значении для мировой культуры. Автор исследует источники, от газетных сообщений 19-го века о монстрах на Диком Западе до древних японских мифов, в которых драконы бились с гигантскими сороконожками, мало обращая внимания на людей. Брюс исследует, как представление о том, что такое дракон, менялось в зависимости от места и времени, и как оно было связано с представлениями о загробной жизни. Подобно рассказам об аде и призраках, истории о драконах служат целям именно этого мира.

В интервью изданию Atlas Obscura Скотт Брюс рассказал, что в 70-е годы, в юности, он очень любил читать комиксы. В те времена отцы посылали шестилетних детей за сигаретами (в любой стране, кстати), и в табачной лавке как раз и продавались за 25 центов истории в картинках – четвертак служил мальчику наградой за услугу папе.  Постепенно Брюс полюбил и приключенческое кино, вроде фильмов «Семь путешествий Синдбада и Ясона» и «Аргонавты», пристрастился к фэнтези, фантастике и мифам. Увлечение монастырской культурой в университете, казалось, бы было чем-то новым – но оно привело молодого ученого к все тем же мифам об аде и чудовищах. А уж подработка могильщиком в Торонто перед поступлением колледж просто легла в один ряд с предыдущими увлечениями.

Все эти увлечения и случайности привели Скотта Брюса к тому, что своей специальностью он выбрал медиевистику, и в частности, исследования образов драконов, чудовищ, привидений в сознании человека. Оказалось, что подобные существа есть во всех культурах. Нет ни одной культуры, которая бы не имела подобных мифов и отрицала бы загробную жизнь. Есть отдельные представители человечества, которые выступают с отрицанием потустороннего, но таких культур в целом – нет. В любой культуре на глубинном уровне заложено представление о том, что после смерти наступает новый этап существования, и у большинства людей есть тайная надежда, что их история продолжится. Воображение пытается дорисовать то, в чем у нас нет полной уверенности: истории о привидениях не статичны, они меняются, их смысл меняется, и они на самом деле учат нас чему-то, что может произойти. Примерно 54 процента американцев верят в ад, место, где людей наказывают за грехи, — но только три или четыре процента верят, что они попадут туда, что очень красноречиво демонстрирует нам наши глубинные подсознательные ожидания.

Профессор полагает, что драконы существуют еще и как мерило добродетели героев. В западной культуре, где боевое мастерство было чрезвычайно важным для выживания, будь то солдаты или святые, нужно было найти что-то сверхчеловеческое, чтобы показать героическую борьбу. В восточных культурах дракон тоже был мерилом мужества, но немного иным. В одной из японских сказок дракон приходит к воину и говорит: «Послушай, моей семье нужна твоя помощь, потому что есть еще худшее чудовище чем я, гигантская сороконожка, которая собирается съесть нас всех, а я знаю, что ты храбрый и добродетельный человек. Можешь ли вы спасти нас?» Это рассказ о великодушии героя, потому что он действительно идет и спасает семью драконов. Дракон становится шкалой, по которой измеряется героизм.

Сегодня Дракон вновь стал очень популярен, превратившись в классического героя фэнтези – «Игра Престолов» стала всемирным бестселлером. По мнению Брюса, «одомашнивание» дракона произошло еще в конце 19-ого века, когда мифы стали перелагать в детские сказки. Так постепенно грозные драконы стали нашими домашними животными, симпатичными существами. В 20-ом веке одомашнивание всевозможных воображаемых существ, которых мы привыкли считать пугающими, пошло дальше. Ведь раньше и ангелы были совсем не уютными пухляками, а грозными карающими существами, часто вооруженными. Средневековые монахи боялись встречи с ангелом – он мог сильно разозлиться на земного представителя. Вампиры из чудищ тоже стали подростковыми любовными увлечениями, привидения – веселыми героями мультиков. Мы научились их контролировать с помощью науки и философии, и они теперь похожи на красивую, большую собаку…

Опубликовать в социальных сетях