UA-106864095-1
Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Новости и события

25 января 2020

Первая лекция из цикла «Великий американский роман»

Библиотека Иностранной литературы им. Рудомино (Москва, Николоямская, дом 1), Книжный клуб, 16:00—18:00

В ХХ веке литература США обрела мировое величие, и главную роль в этом сыграли американские романисты. Задача данного курса — познакомить слушателей с творениями таких великих мастеров, как Фенимор Купер, Герман Мелвилл, Марк Твен, Генри Джеймс, Теодор Драйзер, Джон Дос Пассос, Фрэнсис Скотт Фитцджералд, Уильям Фолкнер, Эрнест Хемингуэй, Джон Стейнбек, а также с произведениями более поздних авторов — Джерома Сэлинджера, Джона Апдайка, Чарлза Буковски, Тони Моррисона.
Лектор — доктор филологических наук, профессор факультета журналистики МГУ, заведующий кафедрой медиалингвистики, специалист в области литературы и культуры США Павел Балдицын: «Культура США выросла на основе европейских традиций, однако с самого начала XIX века американцы стремились создать самобытную американскую литературу. Одну из самых известных концепций сформулировал писатель Джон Дефорест в своей статье-манифесте „Великий американский роман“ (1868), где поставил целью написать романы, которые дали бы „картину обычных чувств и нравов американского существования“ и наиболее полно воплотили „дух времени и страны“. В этом обнаружился проективный характер национальной культуры, желание вступить в соперничестве с европейской литературой, но также и неразвитость художественного вкуса американских критиков и читателей, которые не заметили великих поэтов Эдгара По и Уолта Уитмена, великих прозаиков Германа Мелвилла и Марка Твена, ведь признание к ним пришло из Европы».
На первой лекции пойдёт речь об идее «Великого американского романа» и критической полемике вокруг неё, о принципах отбора произведений в канон национальной классики.
Регистрация

22 января 2020
Презентация журнала «Синий диван»
Образовательный центр ММОМА. Ермолаевский, 17, 19:00
На встрече с читателями авторы 23-го выпуска журнала «Синий диван» поведут давно назревший разговор о нейросетях: что сейчас можно сказать о соотношении «человеческого» и «технического», что такое сеть как форма концептуализации современного капитализма и современных способов сопротивления ему или почему больше невозможно смотреть на жизнь с высоты картезианского субъекта и даже концепции биополитики? Эти вопросы находятся в центре внимания исследователей из России, Франции и США, рассуждающих о новой социокультурной реальности в эпоху больших данных, то есть все более широкого и разнообразного использования нейросетей. В номере впервые на русском языке печатаются фрагменты из работ немецкого биолога-эволюциониста Рихарда Земона (1859–1918), чьи идеи об устройстве памяти (и мозга) как топологической структуры подтверждаются исследованиями современной нейробиологии.
Журнал «Синий диван» выходит c 2002 года. Темы издания — современная философия, современное искусство, кинематограф и масс-медиа, проблемы визуальности, критическая теория — и другие.

Регистрация

 

9 января 2020 – 31 января 2020
Выставка: К 130-летию со дня рождения Карела Чапека
Библиотека Иностранной литературы им. Рудомино (Москва, Николоямская, дом 1), Центр славянских культур, 11:00—21:00
вход по читательскому билету
9 января исполняется 130 лет со дня рождения Карела Чапека — чешского писателя-фантаста, номинанта на Нобелевскую премию по литературе 1936 года.
Станислав Лем писал: «В них [книгах Чапека] усматривалась социальная критика, философски осмысленная утопия, настолько новая и оригинальная, что придуманное Чапеком чисто славянского происхождения слово „робот“ было ассимилировано всеми языками. Факт, если я не ошибаюсь, беспрецедентный. Ведь единодушно и немец, и англичанин с американцем, финн, норвежец, итальянец, испанец, голландец или португалец „роботом“ называют человекоподобного гомункулуса, которого обещает нам сконструировать кибернетика, и другого названия для такого объекта нет больше ни в одном языке, — разве это не доказательство силы воздействия творческой фантазии Чапека?»
Из всех жанров фантастика казалась Чапеку самым действенным способом публично поговорить о проблемах современного общества. Технологический прогресс и его последствия, использование научных изобретений в целях удовлетворения чьих-то амбиций, нарастающая военная угроза — всё это волновало писателя. Тонкий юмор, оригинальность и разнообразие сюжетов сделало романы Чапека популярными во всём мире.
Некоторые из его книг были экранизированы. Карел Чапек тесно сотрудничал с Мартином Фричем — одним из главных чешских режиссёров XX века, который считал большой честью работу с Чапеком. Именно Фрич в 1938 году экранизировал основанный на реальных событиях роман Чапека «Гордубал». Позднее этот роман был экранизирован во второй раз, уже в 1979 году, а главную роль в фильме сыграл Анатолий Кузнецов, советский актёр и звезда ленты «Белое солнце пустыни».
На книжной выставке будут представлены не только произведения Карела Чапека на русском и чешском языках («Фабрика абсолюта», «Война с саламандрами»), но и сборник «Карел Чапек в воспоминаниях современников», в который вошли наблюдения и мысли таких известных деятелей как Ромен Роллан, Луи Арагон, Илья Эренбург и Юлиус Фучик. Книга познакомит читателя с историей любви писателя и актрисы Ольги Шайнпфлюговой, чьё автобиографическое повествование особенно ценно тем, что в нем содержатся выдержки из подлинных писем Чапека.

 

11 декабря 2019 – 19 января 2020

Иллюстрированные произведения Эдгара Аллана По: виртуальная (!) выставка
Центр редкой книги и коллекций «Вселенная Гутенберга»
Виртуальная выставка изданий Эдгара Аллана По из фондов Библиотеки иностранной литературы и избранных иллюстраций к ним, посвященная 210-летию со дня рождения писателя.
Эдгар Аллан По (1809-1849) — один из важнейших американских писателей XIX века, поэт, редактор и литературный критик. Эдгар По считается центральной фигурой американского романтизма, а также изобретателем жанра детектива и психологической прозы. Наиболее известны поэзия и рассказы, мрачные и загадочные истории, ставшие его визитной карточкой. Отдельные работы По способствовали формированию и развитию научной фантастики.
Произведения Эдгара По иллюстрировали как самые известные мастера, так и малоизвестные художники. Разнообразие стилей и техник, в которых работали авторы иллюстраций, позволяли создавать мрачные и пугающие образы, с которыми чаще всего ассоциируется творчество По, и образы романтические, изысканные, а иногда комические.
На виртуальной выставке представлены издания из фондов «Иностранки», а также избранные иллюстрации к ним, выполненные художниками и графиками XIX–XXI веков.
Выставка будет доступна на сайте библиотеки ВГБИЛ, следите за обновлениями.

 

 

Опубликовать в социальных сетях