UA-106864095-1
Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

НОВОСТИ И СОБЫТИЯ

До 10 апреля 2022 года
Российская национальная библиотека (Санкт-Петербург) приглашает на виртуальные выставки, входящие в цикл выставок «Книга из «Кабинета Фауста», которые доступны на сайте библиотеки.

Виртуальная выставка «Изображения птиц в инкунабулах»
Когда и как впервые проявился интерес людей к птицам? Для виртуальной выставки, посвященной этой проблеме, использован один из самых богатых источников — старопечатные книги. Настоящий обзор стал результатом поиска изображений птиц в изданиях собрания инкунабул (книг, изданных до 1501 года), хранящихся в «Кабинете Фауста» — уникальном помещении отдела редких книг.

Виртуальная выставка «Книги хроник от создания мира с фигурами и изображениями»
Материал рассказывает о гордости коллекции инкунабулов РНБ — «Книге хроник» (Liber cronicarum) учёного-гуманиста Гартмана Шеделя. В научной литературе её называют по-разному: Всемирная хроника, Нюрнбергская хроника, хроника Шеделя. Впервые она была напечатана на латинском языке в 1493 г. в Нюрнберге и сразу получила признание среди широкого круга образованных людей Европы. Выдающееся значение этого издания во многом обусловлено тем, что оно является замечательным техническим и художественным достижением.

Виртуальная выставка «Компендиум средневековой астрологии»
Материалы экспозиции рассказывают о хранящейся в отделе редких книг инкунабуле «Астролябия» Иоганна Энгеля, напечатанной в 1488 году, — это один из наиболее ранних примеров «подносного» экземпляра. В отличие от основного тиража книги, напечатанного на бумаге с гравированными иллюстрациями, эта «Астролябия» напечатана на пергамене, а иллюстрации имеют прекрасную ручную раскраску. Экслибрис и владельческая печать свидетельствуют, что в XIX веке книга принадлежала известному петербургскому библиофилу, генералу Петру Корнильевичу Сухтелену.

Виртуальная выставка «Вольтер и Руссо: непримиримое противоречие?»
По мнению потомков, Вольтер и Руссо — два главных представителя просветительской идеологии, предшественники Французской революции, несмотря на их разногласия оказываются рядом. Однако для современников они были соперниками, почти врагами.
Материалы выставки рассказывают о собрании книг Руссо в библиотеке Вольтера, а также, благодаря приведенным перепискам, раскрывают правдивое отношение двух мыслителей друг к другу.

Виртуальная выставка «Укиё-э — «картины бренного мира»
Укиё-э (яп. 浮世絵) — жанр японской живописи, получивший своё развитие в период Эдо. Сам термин «укиё», «мимолётность бытия», созвучен буддийскому 憂き世 — «бренный мир», что нашло своё отражение в работах мастеров этого направления. Мимолётность бытия в работах укиё-э транслировалась через образы театров кабуки, домов гейш и проституток, выражавших своей сутью скоротечность мирских радостей.

Виртуальная выставка «Язык и культура айну»
Айны (айну) — народ, проживавший на Хоккайдо и на юге Сахалина. Их происхождение до сих пор вызывает дискуссии. Большинство этнографов и лингвистов предпочитает придерживаться теории об изолированности айну, не относить их ни к одной из известных языковых семей мира. В России язык айну условно относят к палеоазиатской языковой семье, объединяющей языки лишь территориально, а не по принципу генетического родства. В XX веке айну окончательно ассимилировался с местным населением Японии и России, язык айну постепенно вышел из употребления. В настоящее время лишь на Хоккайдо еще живы несколько человек в возрасте 70–80 лет, помнящих родной язык. Выставка представляет обзор литературы о языке айну и их культуре из фондов отдела литературы стран Азии и Африки РНБ.

Виртуальная выставка «Еврейские буквари»
Буквари знакомы с детства каждому — трудно найти более известный и популярный жанр. Однако издания, представленные в экспозиции, скорее всего, удивят читателей и своим возрастом, читательским адресом, самим содержанием. Но главное то, что это — буквари на идише. Выставка раскрывает историю издания букварей, представлены книги XIX–XX веков.

до 12 декабря 2021

Трансфигурации. Маски Африки XIX–XX веков

В Государственном Эрмитаже начинает работу выставка «Трансфигурации. Маски Африки XIX–XX веков». Маски для защиты лица или его сокрытия известны человечеству с самой древности. События 2020–2021 годов обновили статус маски – и превратили её в символ повседневности. Неожиданно проявилась также её социальная роль: отсутствие медицинской маски может лишить человека возможности посетить те или иные организации, в том числе музеи, а также ограничить доступ к товарам и услугам. Эрмитаж предлагает в этой особой ситуации заново взглянуть на другие «маски» – созданные на африканском континенте в XIX и XX веках. Сегодня, когда маска стала чуть ли не символом современности, многие аспекты этого типа африканской пластики могут быть осмыслены иначе, чем прежде.
Для экспозиции отобрано около ста предметов, которые демонстрируют многообразие форм, приверженность традициям и идеологический потенциал масок. Маскарадные практики Африки связаны со значимыми и не похожими друг на друга событиями общественной жизни: от похоронных церемоний до придворной демонстрации власти, от обрядов сельскохозяйственного цикла до представлений уличных театров, наполненных сатирой и юмором. Выставка предлагает возможность взглянуть на материальную составляющую маскарадных традиций десятков культур Западной, Центральной и Восточной Африки, каждая из которых – самобытна, и лишь немногие из них оказывали друг на друга непосредственное влияние, что можно обнаружить в схожих формах самих предметов и связанных с их использованием социальных институтах. При этом сопоставление экспонатов даёт возможность указать на характерные и уникальные черты маскарадной традиции всего континента. Хронологические рамки выставки – XIX–XX века – отражают время, когда в результате европейской колониальной политики навсегда изменился привычный ход жизни континента. Африканское искусство зачастую воспринимают с точки зрения его влияния на европейское, после так называемого «открытия» Африки. Восхищение, которое африканская маска вызывала у ценителей и творцов искусства, подобных Пикассо и Дерену, превращало её в objet trouvé, найденное искусство. Однако, экспозиция предлагает возможность отказаться от довлеющего восприятия этих предметов с точки зрения их формы или места в поступательном развитии мирового искусства, в сторону таких аспектов, как функциональность, символизм, производственный и исполнительский контекст. Стоит также отметить, что одной из задач выставки становится исследование возможности и потенциала физических объектов в том, что касается преображения человека (лат. transfiguratio – преображение, превращение). Выставка создана на основе коллекций Государственного Эрмитажа, Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого РАН (Кунсткамера) и частных собраний.

5 июня - 22 августа 2021

Выставка «Катар между морем и пустыней. Искусство и наследие»
Российский этнографический музей (Санкт-Петербург, ул. Инженерная, д.4/1)
вторник – воскресенье с 11.00 до 19.00, касса – до 18.00.
Выставка посвящена древним традициям Катара, а ее основные разделы составляют тематические коллекции: добыча жемчуга, соколиная охота, военное снаряжение, традиционные ковры, музыкальные инструменты и многое другое.
Так, посетители увидят сабли из собрания частного Музея шейха Фейсала — небоевое оружие XX века, рукоятки которого украшены золотом и драгоценными камнями. Выставка также расскажет о тяжелой добыче жемчуга и представит инструменты ловцов: модели лодок, весы, нож для раковин, камень ныряльщика. Гости экспозиции узнают о традиционном катарском промысле — соколиной охоте — и увидят его атрибутику, а также многие предметы ежедневного и религиозного обихода, в том числе знаменитые восточные ковры.
«Посетители смогут увидеть артефакты, связанные с историей полуострова, появлением первых поселений и удивительно разнообразной природной средой, известной нам сегодня, а также узнать, как люди веками обитали среди песков — до тех пор, пока в стране не были обнаружены нефтяные месторождения», — отметил директор Национального музея Катара шейха Амна бинт Абдул Азиз Аль Тани.
Фольклорная культура Катара уникальна, поскольку на протяжении долгого времени страна занимала особое место в арабо-исламской истории. Персидский залив был историческим центром пересечения торговых путей, где формировались экономические и культурные связи разных народов Востока и Запада. Произведения искусства, представленные на выставке, проиллюстрируют обширные и многообразные связи Катара с народами всего мира.
«Проект олицетворяет интерес наших стран к познанию друг друга, к сотрудничеству и сотворчеству. Созданная группой международных специалистов, выставка раскрывает широкой публике многогранность культуры Катара и в то же время позволяет увидеть ее общность с культурными ценностями народов России. Благодаря таким проектам мы учимся открывать для себя другие страны, знакомиться с ценностями их народов и в то же время лучше узнавать себя, взаимодействовать с разнообразием мира», — прокомментировала директор Российского этнографического музея Юлия Купина.

09 апреля— 20 августа 2021

ГЭАУТОНТИМОРУМЕНОС: конкурс художественного перевода к 200-летию Шарля Бодлера
Научно-образовательный и культурно-просветительный центр Литературного института имени А. М. Горького «Дом национальных литератур» совместно с культурным центром «Франкотека» ВГБИЛ имени М.И. Рудомино приглашает всех желающих принять участие в конкурсе переводов с французского языка в ознаменование двухсотлетия великого французского поэта Шарля Бодлера (1821–1867) и столетия со дня рождения поэта, руководителя творческого семинара в Литературном институте А. М. Ревича (1921–2012)
Для перевода предлагаются два текста из книги малых поэм в прозе «Les Bons Chiens» и «L’Horloge». Ссылка на тексты.
Важно: для участия в конкурсе необходимо самостоятельно перевести оба текста, вне зависимости от существующих художественных переводов. Участникам необходимо заполнить заявку
Материалы на конкурс принимаются до 20 августа 2021 года в электронном виде по адресу konkurs@litinstitut.ru
Регистрация

26 марта - 30 ноября 2021

Итальянские вечера. От Боккаччо до Казановы
Российская государственная библиотека, главное здание, конференц-зал
26 марта Российская государственная библиотека и Итальянский Институт культуры в Москве открывают цикл «Итальянские вечера. От Боккаччо до Казановы», объединяющий музыку, книги и изобразительное искусство в одном пространстве.
«Всем лучшим своим я обязана Италии», — так, перефразируя Максима Горького, могла бы сказать Европа. Без Италии культура немыслима, причём не только европейская, но и мировая. «Итальянские вечера», совмещающие зрительный образ, слово и звук на своеобразных представлениях — выставках-лекциях-концертах, — будут посвящены Италии, итальянской литературе, музыке и живописи как источникам вдохновения для творцов во все времена и во всём мире.
Ключевой артефакт каждой программы, устроенной главной библиотекой России, — уникальная книга. Именно она задаёт тему каждому вечеру. Это могут быть и литературные произведения, и альбомы с гравюрами, рисунками или географическими картами XV—XIX веков из собрания РГБ. Героями выставок станут Джованни Боккаччо, Лудовико Ариосто, Джакомо Казанова, Джованни Баттиста Пиранези, Тома де Томон. Каждая выставка будет сопровождаться концертом-новеллой в жанре «воображаемого музея». В исполнении ансамбля солистов «IMAGINARIUM» под руководством Дениса Голубева, музыканта-исследователя, прозвучит музыка композиторов Флорентийской камераты, Клаудио Монтеверди, Соломона Росси, Антонио Вивальди, Георга Фридриха Генделя, Иоганна Адольфа Хассе и русских композиторов.
Проводником в мир итальянского искусства станет известный искусствовед, писатель, старший научный сотрудник Государственного Эрмитажа, хранитель итальянской гравюры XV—XIX веков Аркадий Ипполитов, автор книг «Особенно Ломбардия», «Только Венеция» и «Просто Рим». Его рассказы, которые будут сопровождаться видеопроекцией шедевров живописи и графики, помогут слушателям осознать связь между музыкой и визуальными образами разных эпох, приблизиться к пониманию скрытого смысла искусства.

РАСПИСАНИЕ:
• 21 октября «Образы Италии»
• 25 ноября «Казанова»

Опубликовать в социальных сетях