UA-106864095-1
Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

МАЛЕНЬКАЯ ВЫСТАВКА НАХОДОК ПРИЗРАКА

Опубликовано 16.07.2022

СПОР ХУДОЖНИКОВ

Призрак редакции, копаясь в архивах, обнаруживает сокровище за сокровищем – не только познавательные, но и удивительные художественные материалы. Например, из чудесных обложек журнала за 60-е годы он сделал мини-выставку «Москва глазами сочувствующего иностранца ХХ века», в которой художники заочно спорят о своей роли в отражении окружающей нас действительности. Вечный спор, оказывается, можно вести и через обложки, рисуя примерно один и тот же вид! Рисовали иностранцы, конечно, центр – Красную площадь и Кремль, ставшие почему-то нарицательными именами для власти в России, хотя на самом деле бесхитростное, воистину шариковское желание («Все отнять и поделить») засесть в Кремле царем реализовали в основном Ленин и Сталин, остальное руководство предпочитало более комфортабельные уголки.

На гравюре Вернера Шинко на обложке №4 за 1966 год изображена радостная Красная площадь, как бы готовящаяся к «96-ой годовщине со дня рождения В.И.Ленина». Вернер Шинко (1929-2016) жил в момент создания гравюры в ГДР – в его судьбе отразилась очень непростая судьба Восточной Европы в ХХ веке. Родом Вернер Шинко был из Богемии, из города Wurzelsdorf, школу заканчивал чешскую, но после войны был изгнан из Чехословакии в Германию, в ГДР. Основной сферой приложения своего таланта он сделал книжную иллюстрацию, кроме Москвы, нарисовал портреты многих других городов, и больше всего любил рисовать для детских книжек. Вернер Шинко проиллюстрировал более ста книг и стал одним из самых любимых и узнаваемых детских иллюстраторов Германии – на русском языке издана книжка с его картинками под замечательным названием «Водошлеп и Когтезверь».

Рисунок венгерского художника Арнольда Гросса на обложке №5 за 1968 год показывает Москву, украшенную к Дню Победы, который только становился праздником – праздновать начали всего три года назад, в 1965 году. Арнольд Гросс тоже родом из «Кровавых земель» Восточной Европы – из Трансильвании, бежал после войны в Венгрию. Жизненные перипетии заставили его уйти в искусство ради искусства – он утверждал, что в реальной жизни нас окружает столько бед, проблем, обид и невзгод, что просто недопустимо «впускать» их в искусство, поэтому надо рисовать красоту и вечные человеческие ценности, освобождать для полёта душу, делая тем самым человека лучше. И рисовал исключительно пейзажи, достигнув вершин в искусстве офорта.

А вот Андре Фужерон (1913—1998) рисовал «Вид на Красную площадь с Москворецкого моста» для №11 за 1968 год, к очередной годовщине революции, вполне сознательно – он был убежденным коммунистом, участвовал во Французском сопротивлении – работал в подпольной типографии и иллюстрировал листовки и газеты. Не имел специального образования, но стал одним из выдающихся представителей неореализма во Франции. Художник был новатором в душе – видимо поэтому его так привлекали темы социальной борьбы, справедливости, простого народа. Эта обложка – воистину уникальна, поскольку картины Фужерона находятся в самых престижных музеях мира – в Эрмитаже, в Нью-Йоркском Музее современного искусства. «Честь художника требует того, чтобы его произведения не были забавой для рассеянных зевак, которые от нечего делать бродят по нашим салонам, а служили бы делу народа. Я осознал это еще тогда, когда пробирался из немецкого плена в Париж, чтобы участвовать в борьбе с гитлеровцами», - утверждал Фужерон, заочно споря с коллегами на обложке «Иностранной литературы»…